Как создать всеукраинскую сеть офлайн-курсов: кейс Main Academy

  • date_range
  • face
  • chat_bubble_outline 0

О путях развития массового IT-образования в Украине, об основных достижениях и грядущем ребрендинге Main Academy рассказывает собственник и генеральный директор академии Игорь Закалов.

Каковы основные достижения Main Academy на текущем этапе деятельности? Что из планов удалось реализовать, с какими основными преградами столкнулись?

Уходящий год оказался очень продуктивным, хотя мы и не успели реализовать все задуманное. Основное направление — развитие собственной сети. Филиалы Main Academy теперь есть во Львове, Одессе, Тернополе и Виннице. Успешно запущены на базе партнеров центры обучения в Запорожье и Харькове. Во всех наших филиалах красивые и современные офисы с отличной инфраструктурой и расположением.

Знаковым для нас стало открытие центрального офиса Main Academy в Киеве на Голосеевской, 17, в бывшем здании Киевского Ювелирного Завода. Здесь мы занимаем два верхних этажа общей площадью 1500 кв. м., открыты 15 современных классов, большой конференц-зал на 100 человек. На базе этих площадей стартовал и крупнейший образовательный Brain HUB, в котором каждый месяц проходит масса интересных мероприятий в сфере IT и не только.

Также в 2016 мы запустили Main School — программы по комплексному развитию детей в четырех возрастных категориях, начиная с 7 лет. Эти программы уникальны, поскольку мы работаем над гармоничным развитием личности – есть и развитие памяти, внимания, креативного мышления, взаимодействия и лидерства, есть технические дисциплины, есть ИТ-шные. Сейчас по этим программам обучается более 250 детей.

Через наш Центр подготовки и сертификации инструкторов в этом году прошло более 120 человек, общее число сертифицированных инструкторов на сегодня достигло 165. Мы готовим специалистов по всем востребованным на рынке продуктовым направлениям.

В целом обучение за 2016 год прошло около 3000 человек (в 2015 – чуть более 1000). Среди них 256 детей, 289 участников АТО и переселенцев, которых мы обучали бесплатно и на льготных условиях, 117 детей-инвалидов и сирот в рамках нашего благотворительного проекта «Розумне майбутнє».

2015 год для нас был важным и тяжелым, так как мы запускали бизнес, опробовали модель и внедряли не имеющие аналогов методики, а в этом году начали экспансию, что потребовало значительных усилий, ресурсов, часто нестандартного подхода.

Что касается трудностей, при столь быстром развитии и расширении мы столкнулись с необходимостью более тщательной отстройки процессов внутри компании, оптимизации взаимодействия с филиалами, поэтому и не успели значительно расширить покрытие в пределах Украины. Сейчас как раз над этим активно работаем, строим колл-центр, CRM и другие системы. В активе — сформированная классная команда профессионалов и единомышленников.

Насколько изменилась философия Main Academy с момента старта, и как это отражается на подготовке специалистов?

Изначально я задумывал Main Academy как вендора, который разрабатывает и стандартизирует программы, готовит учебный контент, проводит обучение и сертификацию инструкторов, сертифицирует студентов. По схожим моделям работают компании Cisco, Microsoft, Oracle и пр. Были планы открыть Академии на базе всех существующих ВУЗов и других учебных заведений. Но в процессе столкнулся с тем, что мало где присутствует грамотный подход в продвижении и оказании качественных образовательных коммерческих услуг. На безоплатной основе, за государственные или грантовые деньги Main Academy открывались бы десятками, если не сотнями по всей стране. Но большой вопрос, кто бы в них учился, и кто бы в них учил.

Поэтому было принято решение самостоятельно открывать обучающие центры, которые используют стандарты и методики, заложенные при разработке бизнес-модели. Свой 15-летний опыт в профессиональном IT-образовании я применил, чтобы создать такую систему, которая позволит давать максимальное качество обучения при минимальных затратах времени и денег. Именно эта философия лежит в основе Main Academy, и она вряд ли изменится в ближайшем будущем.

Конечная цель, за которой к нам приходят люди, и с которой мы успешно справляемся – овладеть специальностью и устроиться на работу или же повысить свой профессиональный уровень. Мы не гонимся за новыми «модными» тенденциями – не открываем онлайн-курсов, blended learning и т. п., поскольку все это — банальное сокращение издержек компаний, что ведет к резкому снижению качества и без того низкого у большинства. Мне жаль людей, которых откровенно обманывают в таких учебных центрах, поскольку обучение у них не дешевое, а результат часто никакой. Мы знаем, посколько среди наших студентов много таких, которых мы переучиваем и доучиваем после таких курсов.

Мы ведем процесс обучения 100% офлайн поскольку только такое обучение может гарантировать качество на выходе. Дома наши студенты могут изучать дополнительные материалы или повторять то, что изучали в классе. А всю основную теорию, и, самое главное, практику, они проходят на занятиях с инструктором. Есть статистика, что активно способны обучаться около 18% людей в мире, а среди них лишь 8% тех, кто может обучаться самостоятельно. Вот почему статистика по миру по онлайн обучению – 4% дошедших до финала курса.

Поэтому за два года, прошедших с момента старта, я инвестировал более 150 тыс. долл. только в учебные методики, материалы курсов, подготовку инструкторов, чтобы обеспечить одинаково высокое качество во всех городах присутствия. Именно так работают авторизованные центры и академии тех же Cisco и Microsoft. Все студенты в США, Аргентине, Австралии или Украине имеют равные возможности в обучении.

Кто составляет основное ядро студентов? Какие цели они преследуют в обучении и где применяют полученные навыки?

Учатся все – со школьного возраста до 50 лет. Основная аудитория – в возрасте 22-35 лет. Часто это работники банковской сферы, специалисты по маркетингу, продажам, системные администраторы, программисты. Но есть люди с абсолютно разным бекграундом, образованием, профессиями. Главной целью для них является карьера в ИТ. Около 15-20 % приходят для усовершенствования навыков. Чаще всего наши студенты ищут работу в сфере ИТ, но програмисты работают не только в ИТ компаниях. Некоторые хотят поработать и пожить за границей, кто-то после нашего обучения становится фрилансером и работает на себя. А есть такие, которые уже организовали собственные проекты и небольшие компании.

Конечно, есть и те, кто просто приходят попробовать свои силы — вдруг получится? Таких студентов сейчас становится все больше и больше, поскольку агитация в СМИ работает очень хорошо – уже практически все знают, что в IT есть перспективы и хорошие деньги, и попасть туда легко. Если первое действительно верно, то результат второго напрямую зависит от вложенных усилий.

Как меняется состав и содержание курсов в зависимости от трендов на рынке?

Первыми специальностями, по которым мы начали готовить в прошлом году, были QA Manual, Java, Frontend и C#. В 2016 мы существенно расширили ассортимент, открыв программы по QA Automation, QA Mobile, Android, PHP, Python. Это направления, которые находятся в тренде и будут находиться еще долго. Самые востребованные у нас — специальности разработчика Frontend, Java-разработчика и QA-инженера.

Мы постоянно дополняем и усовершенствуем свои программы и материалы. За время работы было выпущено уже по 2-3 новых версии каждого курса. Это естественный процесс, над которым работают все вендоры. Поскольку, во-первых, находятся ошибки – никто не идеален, во-вторых – технологии очень быстро меняютcя и совершенствуются. Как результат, изменяются и требования работодателей, и наши программы. В третьих – к нам постоянно приходят новые эксперты, которые вносят свой вклад в актуальность и новизну материала.

Поскольку весь образовательный контент, лекции, практические занятия, тесты развернуты на онлайн-платформе, новые материалы становятся доступны одновременно всем инструкторам и студентам во всех городах Украины.

Какие интегральные показатели качества вы для себя установили? С кем из представителей рынка налажено наиболее эффективное сотрудничество?

С одной стороны, для нас конечный результат – это трудоустроенные выпускники. С другой – это довольные работодатели, которые имеют возможность сократить свои издержки на поиск и подготовку персонала, повысить конкурентоспособность на рынке. Это основной показатель нашего качества.

Как оценивается прогресс студентов? В процессе обучения после каждого модуля есть промежуточное тестирование, и финальное – сертификационное, после которого наши выпускники получают сертификаты специалистов. Есть защита проектов, над которыми студенты трудятся на протяжении всего обучения. Причем защита проектов предусмотрена даже на детских программах. Чтобы обеспечить наших выпускников работой мы сотрудничаем со многими украинскими компаниями – с кем-то налажены программы стажировки, кто-то просто запрашивает резюме и рекомендации, под кого-то мы специально готовим будущий персонал.

Компаний, с которыми мы ведем работу по трудоустройству по всей Украине, уже более 100. Среди тех, кто в первую очередь приходит на ум — Terrasoft, Luxoft, Dartnet, IntroPro, EPAM, Plarium, GlobalLogic, ELEKS, Breeze Software, UDS Consulting, Infopulse, Ciklum, Аrtjoker, Unicor, Intellect Service, Eridon, MagneticOne, Micro Focus, Everad Group, TriggMine, Win Interactive. Есть очень интересный проект www.aog.jobs, где мы размещаем наших студентов и выпускников.

Вместе с этим стоит помнить, что никакой, даже самый отлаженный процесс обучения не сможет гарантировать трудоустройство человеку, если он сам не будет этого хотеть, и не приложит достаточно больших усилий.

Место свитчеров в индустрии. Какой процент приходит на курсы, чтобы сменить профессию, и скольким это удается реализовать?

Около 85% наших студентов – люди, которые хотят сменить профессию, приобрести новую специальность. По опыту, это самая мотивированная к обучению аудитория.

Можно смело говорить о том, что наш показатель трудоустройства после обучения стремится к 100%. Среди тех, кто старательно учился, сдал все экзамены и проекты и не передумал становиться айтишником за это время, 100 % находят работу через полгода после окончания курсов. Если взять группы, которые закончили совсем недавно – 75% выпускников уже трудоустроены.

Сейчас бытует мнение что рынок джунов перенасыщен. Отчасти это так. Только он перенасыщен как раз теми, кто не прошел серьезной, качественной подготовки, кто решил, что, нахватавшись поверхностных знаний на 30-часовых или онлайн-курсах, уже можно разбрасывать резюме и претендовать со старта на 600-800 долларов. А вот людей, которые действительно имеют хороший фундамент, сильную базовую подготовку, практические навыки, разработанные проекты, хорошие знания английского и высокие коммуникативные скилы как были дефицитом, так и остаются до сих пор. Растут требования, растет конкуренция, поэтому нужно расти и кандидатам.

Какие шаги в реализации комплексного IT-образования стране предстоит совершить в ближайшее время, и как Main Academy участвует в этом процессе?

Ситуация в сфере образования в целом в Украине печальна и IT-направление тут не исключение. Уже начиная с дошкольного образования для детей и их родителей выбор невелик. Думаю, многие с этим уже столкнулись или еще столкнутся. Учебные заведения, которые развивали бы творчество и креативность, нестандартный подход к решению задач, лидерские навыки, мышление, учили бы использовать передовые инструменты и технологии, практически отсутствуют. На всю Украину таких учебных заведений, я имею в виду и дошкольные заведения, и средние школы, и высшие учебные заведения, не тысячи или сотни, их десятки, если не единицы. Какие шаги предстоит совершить в стране? Судя по трендам – никаких, к сожалению. Государству, по всей видимости, это не интересно. Надежда только на то, что будет открываться как можно больше частных заведений, которые будут нести новые подходы в образовании, в том числе и в сфере высоких технологий. Жаль только, что такое образование будет доступно избранным. И это одна из причин, которая привела меня к созданию таких проектов, как Академия, Школа и Фонд. Мы достаточно активно и методично строим систему качественного IT–образования для разных социальных и возрастных групп, с разными возможностями и способностями, но с одной целью.

Проект «Розумне майбутнє» — в каких рамках происходит его развитие, в каком порядке расставлены здесь приоритеты?

Идея организации Благотворительной школы «Розумне майбутнє» возникла не случайно. Основная миссия — дать возможность детям с ограниченными возможностями, из малоимущих семей, сиротам освоить специальность, которая поможет им найти свое место в жизни, получить достойную работу.

В Украине десятки тысяч таких детей. У большинства из них нет возможности получить достойное образование, а, следовательно, и возможности содержать себя и свои семьи в будущем. Самое главное в таких условиях — не потерять веру в себя, в свои силы. Поэтому мы уже начали обучение таких детей на наших регулярных программах наряду с остальными. Мы развиваем их личностные качества и даем профессиональные навыки в сфере современных технологий.

Уникальность проекта в том, что дети учатся в обычных группах по полным программам, получая те знания и навыки, которые они больше нигде не смогут получить.

Main Academy и Main School выступили основными образовательными партнерами, у нас уже проходит обучение 127 детей в Киеве и во Львове в рамках наших программ. Ряд крупных компаний, среди которых De Novo, Kyivstar, Чудово, Cisco, Go Interactive!, уже выступили партнерами и оказывают помощь, и этот список постоянно пополняется.

Поэтому, с одной стороны, мы ищем детей, которые нуждаются в нашей помощи, а с другой — приглашаем партнеров и спонсоров, которые помогут деткам пройти обучение. Также мы планируем организовывать экскурсии в IT-компании, семинары, олимпиады и многое другое.

 

С чем связана подготовка ребрендинга Main Academy, в какие сроки будет проходить сам процесс, что мы увидим в итоге?

Ребрендинг связан, прежде всего, с переходом на новый этап развития, поскольку за последний год мы серьезно выросли — у нас более 3 000 выпускников и студентов, 8 городов, 4 проекта. Сейчас мы покрываем более половины территории Украины. Мы искали название, которое бы максимально отражало нашу миссию, направленность и позиционирование. С января 2017 года мы переходим на новые торговые марки — Main Academy, Main School и Main HUB. Основным веб-ресурсом станет mainacad.com, домен mainacad.com тоже будет закреплен за нами. Логотип не изменится, поскольку он отвечает нашему слогану. Making Your Mind Brilliant – это то, что мы делаем.

Какие новые проекты от Main Academy увидят свет в 2017 году?

Все карты раскрывать не буду. Могу сказать, что мы готовим крупный всеукраинский проект, который даст возможность всем желающим начать обучение IT-технологиям совершенно бесплатно. Проект уже скоро стартует, о нем мы расскажем отдельно.

В 2017 году мы продолжим экспансию в регионы, будем открывать новые филиалы. Уже в декабре открывается академия в Житомире, на очереди еще несколько городов. Возможно, попробуем свои силы и на зарубежных рынках. Будут открыты новые сервисы и продукты, которые позволят все большему количеству людей познать все прелести IT.

Мы уже начали работу в B2B сегменте, провели ряд крупных проектов для IT –компаний, и в следующем году планируем развивать активнее это направление. Кроме этого готовятся проекты для детей-сирот и инвалидов в рамках нашей благотворительной школы «Розумне майбутнє».

Обещаю, будет еще много интересного. Следите за нами на сайтах и в соцсетях.

Поделиться в соц. сетях